Общие типологические характеристики исследовательских интенций и программ

К экзистенциализму причисляют концепции, в разной степени близкие и родственные, в том числе и расходящиеся, оспариваю­щие друг друга по ряду принципиально важных, иногда даже ис­ходных, позиций, таких, к примеру, как трансцендентное, Бог и проблема свободы и автономии человека (религиозный и атеис­тический варианты экзистенциализма); бытие, человек и его отношения с бытием (Хайдеггер и Сартр); сознание и конституирование значений опыта (Сартр и Мерло-Понти) и др.

Тем не менее, для отнесения множества этих неоднородных концепций к едино­му направлению имеются определенные основания: на уровне их проблемного поля, характера исследовательских интенций и про­грамм, способа (метода) их реализации, а также исследовательс­кого почерка и стилистики. И объединяют их, прежде всего, акцен­тирование вопроса о специфичности “человеческой реальности” как экзистенции; понимание онтологического характера ее “присутствия” в мире; философские способы обнаружения, понимания и истолкования этого присутствия.

Экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии. Они упрекают классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта человеческого существования в мире, в сосредоточении внимания ис­ключительно на “эпистемологическом субъекте как органе объектив­ного познания” (Марсель) и придании абсолютного приоритета “чи­стому субъекту”, субъекту cogito. Отдавая абсолютный приоритет экзистенции, феноменологически и экзистенциально ориентирован­ные мыслители выдвигают и разрабатывают программу дескрип­ции онтологически первичного, фактически осуществляющегося кон- ституирования экзистенциального пространства, изначально зада­ющего и определяющего горизонт и возможности понимания и по­знания человеком мира, других и себя самого.

С этой целью они разрабатывают философскую технику выяв­ления и описания онтологических структур экзистенции, укоренен­ных в мире и несущих на себе работу экзистенциального обеспече­ния ситуации, мира, бытия, понимания, мышления, познания и др. Это – структуры, содержания, механизмы и режимы работы индивидуального сознания (субъективности), непосредственно вплетенного в многообразные формы человеческого самоосуществления в мире, или структуры экзистенции, проартикулировав­шие себя в человеческих состояниях, переживаниях, действиях и кристаллизовавшие себя в мире.

В предложенном экзистенциализмом способе проблематизации человеческого опыта и его феноменологическом “формате” иссле­ дование конкретного человека противопоставляется “абстрактно­ му субъекту” и “возможному” сознанию классического рационализ­ ма. Соответственно, рационалистическую концепцию “чистого” со­ знания с ее “чистыми сущностями” и “интеллектуалистскими син­ тезами” опыта (Мерло-Понти) сменили проекты выявления и дес­ крипции онтологически “первичных синтезов” опыта.

В рамках этих проектов исследуется конститутивная деятель­ность субъективности, осуществляемая (до всякого объективного познания) на дорефлексивном, допредикативном уровне, в “наи­вном” контакте человека с миром, в непосредственном пережива­нии им своей “заброшенности” в мир, в непосредственном пони­мании своей ситуации и себя как “бытия-в-мире”.

Согласно экзис­тенциализму, вся последующая рефлексивная деятельность чело­века производна, вторична, она укоренена в его иррефлексивном опыте – конечном, конкретном, осуществляющемся “здесь и сей­час”. Поскольку бытие так или иначе обнаруживает себя в нашем опыте, должен быть феномен бытия, или явление бытия, описыва­емое как таковое, – считает Сартр – “Приступ тошноты, скуки и так далее разоблачит нам это бытие в его непосредственности, и онтология будет описанием феномена бытия таким, каким оно себя обнаруживает, то есть непосредственно является” (“Бытие и ничто”, 1943).

Субъект-объектному отношению и опосредованию как принци­пу мышления рационализма экзистенциалистский анализ опыта экзистенции противопоставляет, таким образом, идею целостнос­ти, неразложимости и онтологической конститутивности непосредственного переживания (понимания) человеком себя и своей ситуа­ции в мире. И это переживание (понимание), будучи исходной еди­ницей экзистенциально-феноменологического описания бытийных отношений человека с миром, полагается и исследуется в качестве онтологического основания, онтологической структуры мира.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)