Общая характеристика древневосточной философии

Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях – китайской и индийской.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Эти системы мысли имеют сходный генезис и общее проблемное поле. Однако, сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (ан­тичной), для восточной философской мысли не характерен пол­ный отказ от мифологической традиции. Используя логику и ра­зумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная тра­диция не отвергает истин, отраженных в мифе, но, напротив, раз­вивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логичес­кий аппарат.

Эта особенность древневосточной философской традиции опре­деляет и специфику структуры философского знания на Востоке. Восточная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально-догматический уровень, то есть совокупность догма­тических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также уровень практический, то есть методики регуляции сознания.

Однако и логико-дискурсивный уровень восточных философс­ких текстов имеет свою специфику. Дискурс не всегда выстраива­ется доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами символико-метафорических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, но высказать ее. Это смешение специ­фически философского и дофилософского способов построения текста – не просто реликт мифологического мышления, но наме­ренное использование освященных традицией архаических исто­рико-культурных форм выражения.

Так, в даосском тексте “Чжуан-цзы” (гл. 7) мысль о важности хаоса как парадигмы сущего вводится через историю о том, как два взаимодополняющих первоначала бытия, заключенные в пер­возданном Хаосе (хунь дунь), захотели превратить его в челове­ческое существо. Они решили просверлить в нем семь отверстий (глаза, ноздри, рот, уши). На протяжении шести дней в Хаосе свер­лилось по отверстию. На седьмой день Хаос умер.

Точно также и стилистика философского языка на Востоке воз­никает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, но вследствие углубления таких понятий, как “великий ком” (да куай), “небо” (цянь), “земля” (кунь) и так далее до стилистики фи­лософского языка.
Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содер­жится напластование имен, образов, идей и концепций. Он явля­ется произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)