Врожденные и приобретенные формы поведения
В процессе эволюции животных изменялся вклад разных видов поведения в адаптивные реакции. Если у рыб и птиц основой поведения являются таксисы, рефлексы и инстинкты, то у высших млекопитающих и человека их вытесняет научение и рассудочная деятельность.
Врожденными формами поведенческих реакций являются: таксисы, безусловные рефлексы, инстинкты. Таксисы предполагают избирательные реакции приближения к источнику света (фототаксис), химических веществ ( хемотаксис) и т.д.
Безусловные рефлексы – закономерные, генетически обусловленные реакции организма на раздражители, протекающие с обязательным участием нервной системы.
Инстинкты – сложная цепь безусловных рефлексов, в которой процесс осуществления предыдущей рефлекторной реакции (но не ее результат) является раздражителем для последующей. Инстинкты имеют все признаки безусловных рефлексов.
Врожденные формы адаптивных реакций обеспечивают существование организма в строго определенных условиях внешней среды. Эти реакции генетически закрепленные, видовые, постоянные, осуществляются с участием любых отделов ЦНС, связаны с определенным раздражителем.
Приобретенными формами поведения являются научение и рассудочная деятельность.
Приобретенные формы поведенческих реакций позволяют адаптироваться практически в любых условиях существования. В отличие от врожденных форм поведения они индивидуальные, временные, при- обретенные в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Научение – совокупность приобретенных в результате индивидуального развития поведенческих реакций.
Виды научения:
- Реактивное обусловливание.
- Оперантное обусловливание.
- Когнитивные формы научения.
Реактивное обусловливание и его виды. Основой этих форм поведения является пассивное взаимодействие с внешней средой.
Виды реактивного обусловливания:
- Габитурация (привыкание).
Состоит в том, что при неоднократном или постоянном действии раздражителя организм начинает игнорировать стимул. Вероятно, в этом процессе участвует адаптация рецепторов и снижения ответа на уровне ретикулярной формации ствола мозга. - Сенсибилизация (увеличение чувствительности к стимулу). Участвуют в этом процессе низшие структуры мозга. Примером сенсибилизации является надоедающее жужжание мухи, или раздражающий звук капель.
- Импринтинг (запечатлевание). В классическом варианте (Конрад Лоренц) предполагается формирование привязанности к первому двигающемуся объекту. Импринтинг крайне важен для установления психологического контакта ребенка с родителями.
- Ассоциативное обусловливание (условные рефлексы по И.П. Павлову). Обеспечивают формирование связи между специфическим стимулом, вызывающим безусловнорефлекторную реакцию, и индиф- ферентным.
Открыты в 1901г выдающимся русским физиологом И.П. Павловым при изучении слюноотделения.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу