Ведический взгляд на лидерство

X Амбиции Запала

X зависимость (ребёнок)

+ независимость (подросток) afe  взаимозависимость (родитель)

+ Идеализм Востока

X нама-ручи (интересуюсь)

+ джива-доя (вовлекаюсь)

$ вайшнава-сева (дружу)

Э|С Практичность Китая

X книги основа (идеология)

+ чистота сила (принципы)

$ проповедь сущность (энтузиазм)

На схеме представлены 3 «гегелевские триады» (тезис, антитезис, синтез): 1) амбиции Запада, 2) идеализм Востока и 3) практичность Китая. Кроме того три этих триады в сумме сами образуют ещё одну триаду. Компоненты схемы, относящиеся к тезису, помечены крестиком, к антитезису – плюсиком, к синтезу – звёздочкой.

Схема выросла из трёх цитат, характеризующих подход к лидерству в культурных пространствах Запада, Востока и Китая:

  • Стивен Кови (западный гуру  бизнеса): «Человек в своём развитии проходит путь от умонастроения ребёнка, через умонастроение подростка, к умонастроению взрослой Личности».
  • Чайтанья Махапрабху (Верховная Личность Бога): «Миссия человеческой жизни сводится к тому, чтобы:
  • развивать собственный вкус к повторению святых имён и слушанию о Кришне (нама-ручи),
  • делиться этим вкусом с теми, у кого его ещё нет (джива-доя)  и в) дружить и сотрудничать с теми, у кого этот вкус уже есть (вайшнава-сева)».
  • Китайская мудрость: «Книги – основа, чистота – сила, проповедь – сущность, практичность – принцип».
  • Амбиции Запада.
Взаимозависимость – это синтез зависимости и независимости. Человек всегда начинает с состояния зависимости, и зависимость означает, что он в принципе толком ничего не может сделать сам. Он зависит оттого, чтобы ему какие-то элементарные вещи объясняли и показывали. Вместе с тем, постепенно осваиваясь, он должен обрести независимость – в том смысле, чтобы действовать без посторонней помощи. Однако потом, когда я стал независимым, мне сразу же нужно захотеть попасть в зависимость от других, – но уже добровольно, на более высоком уровне: чтобы делать с ними что-то вместе, что-то более возвышенное, лучшее. Потому что «один в поле – не воин». Один я не много могу сделать, – даже если я независимый. Тогда как вступая в отношения взаимозависимости, человек получает доступ к новым возможностям.

По-настоящему независимые люди, если они не боятся зависимости от других, – могут вступать в гораздо более глубокие отношения взаимной зависимости, на новом уровне. Когда люди самостоятельны, они не боятся этой зависимости, и они добровольно вступают в отношения зависимости. Будь то брак нормальный – это союз двух независимых людей ради того, чтобы получилось нечто новое: дети или какой-то другой результат. Или какие-то отношения творческие, – когда в этом творческом союзе появляется что-то новое. Или же амбициозный бизнес-проект.

  • Идеализм Востока.

Вайшнава-сева – это синтез нама-ручи  и джива-доя.  Привлекаясь примером святых личностей (испытав на себе действие их джива-дойи ), человек естественным образом хочет как-то послужить им, поучаствовать с ними в каком-либо проекте (вайшнава-сева ). Сотрудничая со святыми, слушая их и следуя их советам, человек сам пропитывается этой святостью (нама-ручи ) и начинает своим поведением вдохновлять других людей (давать джива-дою  другим).

III. Практичность Китая.  

Энтузиазм, служащий основой для проповеди – это синтез «внешней» идеологии и «внутренних» принципов. Изучая священные писания, мы узнаём что такое хорошо, а что такое плохо – узнаём о том, как вести чистую жизнь (книги – основа). Следуя священным писаниям, мы обретаем духовную силу (чистота – сила). Духовная сила приводит к естественному желанию делиться своим опытом счастья с другими (проповедь – сущность).

  • Синтез Вед.

Последняя составляющая китайской формулы (практичность – принцип) связывает три вышеперечисленных триады вместе. Практичность Китая – это синтез внешних амбиций Запада и внутренних идеологических принципов Востока. В Ведах данный синтез характеризуется термином юкта-вайрагья – когда мы признаём как внешние, так и внутренние вещи, применяя и то и другое в служении Кришне.

Все четыре триады представлены на сводной схеме. Движение по часовой стрелке относится образно говоря к «потреблению» духовной энергии, а против часовой стрелке – к «производству». Иначе говоря, движение по часовой стрелке – это прогрессия нашего становления, как зрелой духовной личности. А против часовой стрелки – это прогрессия нашей помощи своим подопечным.

По часовой стрелке.

Буквы «З», «Н» и «В» в жёлтых треугольниках – это характеристики нашего состояния (ребёнок, подросток, взрослый), которые являются предпосылкой для того, чтобы по отношению к нам было оказано то или иное действие, в результате которого наше состояние должно измениться.

  • «З» (зависимость) – это предпосылка для оказания джива-дойи  (ДД), что на практике выражается в том, что нам проповедуют (ПС). Критерием того, что попытка увенчалась успехом служит тот факт, что я начинаю читать книги Шрилы Праб-хупады (КО).
  • «Н» (независимость) – это предпосылка для того, чтобы начать сотрудничать с чистыми преданными (ВС), что на практике выражается в том, что я начинаю применять в своей жизни почерпнутые из книг принципы (КО), и прежде всего принцип принятия духовного руководства. Критерием того, что принципы действуют является обретение мной духовной силы (ЧС).
  • «В» (взаимозависиомость) – это предпосылка для развития индивидуального вкуса к духовной практике (НР), что на практике выражается в том, что следование предписаниям священных писаний постепенно становится естественным для меня (ЧС), и я начинаю естественным образом делиться своим вкусом с другими людьми (ПС).

Против часовой стрелки.  

Буквы «З», «Н» и «В» в жёлтых треугольниках -это характеристики сознания (ребёнок, подросток, взрослый) других людей – тех, о ком мы заботимся. В зависимости от этих характеристик мы ведём себя с ними тем или иным образом, стремясь «возвысить» их сознание.

«Взаимозависимые» люди помогают «зависимым» прийти к такому же состоянию «взаимозависимости» – транзитом через «независимость».

«В». Уровень мадхьяма-адхикари  (преданного срединного уровня). Имея вкус к повторению святых имён Кришны и слушанию рассказов о Нём, чистый преданный вдохновляет других сотрудничать (ПС). Делает это он не красивыми словами, а своей чистотой – за ним естественным образом хочется следовать (ЧС).

«Н». Уровень каништха-адхикари  (преданного начального уровня). В некоторой степени ощутив на своём опыте благотворность наставлений, изложенных в книгах Шрилы Прабхупады (ЧС), независимые преданные начинают, пусть пока и неуклюже, «спасать» других людей – распространять книги Шрилы Прабхупады (КО). Действуя под руководством чистого преданного, начинающие преданные постепенно учатся делать это всё более и более правильно. На этом этапе проповедь оказывает благотворное воздействие прежде всего на «горе-проповедника». Т.о. проповедь здесь – это больше индивидуальная практика очищения, нежели трансляция духовной милости.

«З». Это исходная точка духовной практики. Здесь у человека нет никаких предпосылок для духовной жизни. Его духовная жизнь начинается исключительно под воздействием беспричинной милости чистого преданного, которая в числе прочего выражается в том, что он просит своих подопечных – пока не очень зрелых -проповедовать и распространять книги (КО). Такие незрелые подопечные могут стать вартмана-прадаршака-гуру (гуру  впервые познакомивший с духовным путём).

Итак,  это схематическое представление двух прогрессий: индивидуальной духовной практики и заботы о преданных. Эту схему можно использовать для самодиагностики и для диагностики своих подопечных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)