Учение как деятельность
Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности.
Отсюда видно, что учение является специфически человеческой деятельностью У животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно той ступени, когда он овладевает способностью регулировать свои действия осознаваемой идеальной целью.
Что же это за деятельность?
Первый возможный ответ очень прост. Любая деятельность — это совокупность каких-то физических действий, практических или речевых. Следовательно, и научение совершается путем выполнения человеком различных действий: движении, письма, речи, работы и т. д. Плавать человек научается плавая; мыслить — рассуждая, решая задачи; писать — практикуясь в письме и т. п.
Однако опыт школы свидетельствует, что и без активной внешней деятельности, просто молча и неподвижно сидя, глядя, слушая, люди тоже могут научиться. Причем порой совсем неплохо. Это подтверждается и специальными опытами.
Итак, внешняя деятельность, точнее двигательная активность, вовсе не связывается обязательным условием научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль. Например, для усвоения двигательных навыков (письмо, речь, плавание, рисование, управление
машиной). В других — не имеет особого значения. Например, для запоминания слов или текста, решения математических задач, сочинения текстов, узнавания а различения предметов и их свойств.
Итог неожиданный и тревожный. Если учение — это деятельность, то как же деятельность может осуществляться без деятельности? Это кажущееся противоречие возникает в американской психологии учения, потому что большинство ее представителей неправильно понимают активность. Будучи бихевиористами, они под активностью понимают лишь наблюдаемое поведение, т. е. в конечном счете движения, совершаемые учащимся. Нет движений, значит нет активности, нет деятельности.
Глубокие исследования отечественных психологов показали, что кроме практической деятельности человек (и Многие высшие животные) способен осуществлять еще особую — гностическую деятельность (от греческого «гнозис» — знание). Цель этой деятельности — познавание, т. е. сбор и переработка информации о свойствах окружающего мира.
Гностическая деятельность, как и практическая, может быть внешней (ощупывание, перемещение вокруг предметов, манипулирование ими, разрушение, соединение и т. д.). Но в отличие от практической деятельности она может быть и внутренней, или, по крайней
мере, ненаблюдаемой.
- Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелость
- Структура развития психофизиологических функций взрослого человека
- Важнейшие социальные потребности
- Современный старшеклассник
- Психология старшеклассника
- Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста
- Отрочество как этап жизни
- Кризис объясняли по-разному
- Динамика и структура личности подростка
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу