Социальная система воспитания
Под системой (от греч. systerna – составленное из частей, соединенное) обычно понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и составляющих целостное образование.
Системный подход позволяет сложные многоэлементные образования, нередко объединяющие элементы разной природы (например, люди и их общности, технические элементы, социальные системы) представить в виде определенно структурированных и функционально связанных между собой частей единого целого, качество которого возникает в результате их взаимодействия и не равно сумме их качеств. Это новое качество, присущее явлению как целому, называется системным, или интегральным, качеством.
Системный подход применим для исследования сложных социальных образований, явлений, к которым, как мы выяснили ранее, вполне можно отнести такое социальное явление, как воспитание.
Социальная система, как понимают ее социологи, представляет собой социальное явление или процесс, включающее в себя качественно определенную совокупность элементов, которые связаны взаимными отношениями и связями, образуют единое целое и взаимодействуя с окружающей средой (внешними условиями), способны изменять свою структуру.
Составными частями (элементами) социальной системы выступают люди и их деятельность, которую они осуществляют совместно с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях дайной социальной среды.
В нем ученик, работник, т. е. воспитуемый, – не только пассивный объект воспитательного воздействия со стороны воспитателя. Обладая определенным социальным опытом в результате взаимодействия с другими людьми, носителями воспитательного влияния, с окружающей социальной средой, он в состоянии опираться на этот опыт в процессе воспитательного взаимодействия, оказывая тем самым влияние на воспитателя. Подобная активность дает хорошие возможности для корректирования воспитательного процесса
К элементам системы воспитания следует также отнести социальные институты воспитания. Речь идет о государственных учреждениях и организациях, руководящих и координирующих всю воспитательную деятельность в обществе; общественных и неформальных воспитательных организациях, полностью или частично занимающихся воспитанием людей; семье и системе образования как важнейших социальных институтах воспитания.
Культура, под которой здесь понимается все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и признанные в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям, также входит в число элементов воспитания.
Такое понимание культуры близко к понятию “социально-психическая среда”, введенному П.Сорокиным, Эта среда дана нам в форме:
- других людей (мертвых и живых);
- результатов их деятельности в виде “материальной культуры” (домов, церквей, дорог, фабрик, книг и т.д.);
- духовной культуры (знаний, верований, чувств, волений и их соединения: языка, обычаев, нравов, форм труда, религиозных, правовых и нравственных убеждений, социально-политической организации и т. д.).
Говоря о значении социально-психической среды в определении поведения людей, Сорокин подчеркивает его ускоренное возрастание. Поколение за поколением изменяли природную среду, оставляли после себя в качестве результата своей жизни и деятельности слой социально-психической среды. Накапливаясь, эти слои как бы образовывали стену социально-психологической среды, которая все сильнее отделяла людей от природы. “В итоге, теперь мы живем не столько “на лоне природы”, сколько “на лоне культуры”.
Она окружает нас отовсюду в виде социально-психической среды. Теперь же мы не столько приспособляемся к природе, сколько к культурной среде. Воздействует на нас не столько космическая (природная в современном понимании – Н. Л.) среда, сколько социально- психическая. От приспособления к природе мы идем к приспособлению к культуре. Приспособляясь к последней, мы приспособляем и видоизменяем природу».
Эта мысль имеет принципиальное значение для социологии воспитания. В ней заложена необходимость изучения влияния на поведение человека, общностей изменений, привнесенных человеческой цивилизацией в окружающую природную среду, включения “окультуренной” природы в число факторов культуры, влияющих на воспитание. Влияние на воспитание природной среды рассматривается Сорокиным во взаимодействии с социально-психологической средой (культурой).
Они нацелены на формирование тех или иных социальных ролей, которые индивиду приходится выполнять в ходе взаимодействия с той или иной сферой окружающей среды – производственно-экономической, политической, социальной (в узком смысле), духовной и экологической.
Кардинальные изменения, происходящие в нашем обществе в связи с демократизацией социальной жизни и переходом к рыночной организации экономики, требуют осмысления того, как эти изменения скажутся на содержании направлений воспитательной деятельности, необходимой для успешной социальной адаптации к этим переменам и социализации в новых условиях.
Все структурные элементы системы воспитания связаны между собой устойчивым взаимодействием по обеспечению ее функций.
К основным функциям системы воспитания относятся:
- культурологическая, состоящая в формировании личной культуры индивида – совокупности его личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей. Личная культура возникает в результате практического и избирательного усвоения индивидом культуры общностей и общества в целом;
- социализационная, заключающаяся в координации и управлении посредством воспитания направленностью и эффективностью протекания процесса социализации индивидов;
- адаптационная, обучающая эффективным моделям освоения индивидом новых жизненных ситуаций;
- ценностнообразующая, закрепляющая общественные ценности в сознании и поведении индивидов, способствующая образованию личной системы ценностей;
- нормативная, смысл которой состоит в закреплении в поведении личности социальных норм (образцов поведения), одобряемых обществом;
- социального контроля, заключающаяся в привитии общественно одобряемых, полезных индивиду и группе привычек, в формировании обычаев, основанных на общественных ценностях, в выработке системы групповых реакций на поведение индивида в виде санкций (наказания и поощрения), адекватных социальным ценностям, признаваемым обществом;
- интегративная, содержанием которой является сплочение людей путем овладения ими образцами поведения, в основе которых лежит осознание необходимости учитывать при достижении своих интересов цели и интересы других людей.
Согласование интересов в ходе взаимодействия людей, возможность прогнозировать поведение других на основе руководства, общими нормами и признания общих ценностей способствует взаимопониманию людей, улучшению взаимоотношений, объединению усилий в общественно полезной деятельности.
Необходимо отметить, что выполнение своих функций система воспитания как открытая система реализует во взаимодействии с другими социальными системами. Ведущей социальной системой в таком взаимодействии выступает общество, представляющее собой органичное единство взаимодействия индивидов, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций по обеспечению совместной жизнедеятельности людей, возможностей для согласования и удовлетворения групповых и личных интересов.
Взаимодействие различных социальных групп, людей или их деятельность в различных сферах общественной жизни – производственно-экономической, политической, социальной (в узком смысле) и духовной – образует другой уровень области социальных систем – социетальные системы. Выступая в качестве подсистем общества, они образуют его структуру.
Для понимания особенностей современного процесса воспитания важно учитывать роль в социализации индивида каждой из подсистем. В совокупности с экологической сферой (подсистемой) эти подсистему охватывают практически все пространство воспитания.
Чрезвычайно важную роль для социологического исследования воспитания играет его взаимодействие с системой социализации.
Под социализацией здесь понимается процесс взаимодействия индивидов с окружающей средой по усвоению материальной культуры, общественных ценностей и норм поведения, формирования готовности к выполнению индивидами ожидаемых от них обществом социальных ролей. Воспитание, выступая в качестве одного из механизмов социализации, придает ей скоординированный, целенаправленный, управляемый характер.
И, наконец, человек – главное действующее лицо всех социальных явлений, субъект–объект воспитания. Изучение человека как сложной, многоуровневой живой биопсихосоциальной системы во взаимосвязи с его поведенческими механизмами является отправной точкой в дальнейшем изучении воспитания как открытой социальной системы.
- Адаптивно-развивающая социализация и воспитание в жизнедеятельности человека
- Адаптация как универсальная форма взаимодействия человека с окружающей средой
- Современные модели социализации, ее этапы и уровни
- Возникновение и развитие научных взглядов на сущность социализации человека
- Социальная среда в меняющемся обществе: особенность влияния на воспитание
- Природная среда как естественные условия воспитания
- Среда обитания и человек: поиск гармонии взаимодействия
- Системно-структурный подход к поведению человека
- Плюралистическая теория человеческого поведения П.Сорокина
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу