Позитивизм
Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся в своей первой, классической форме на протяжении первой половины XIX в. во Франции (ОгюстКонт, 1798-1857) и Англии (Джон Милль, 1806-1873 и Герберт Спенсер, 1820— 1903). Главный тезис первого позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное (“позитивное”) знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего – естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.
“Уступить место” такому позитивному знанию должны поэтому все прежние умозрительные, туманные и бесплодные рассуждения натурфилософии и метафизики – дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эмпирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку.
Основоположник позитивизма Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.
- Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира. На первой, теологической стадии, человек объясняет мир с помощью сверхъестественных (преимущественно божественных) сил. Для второй, метафизической стадии, характерно объяснение мира с помощью неких первоначал, первосущностей (субстанций, идей и т. д.), которые якобы лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте.
По этому человечество постепенно отказывается от бесплодных попыток обнаружить трансцендентные сущности вещей и переходит к третьей, позитивной стадии развития познания. На ней наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос “как?” (но не “почему?”‘), то есть приобретает статус преимущественно описательного знания. Позитивной на этой стадии становится и философия: она отказывается от обсуждения традиционных метафизических проблем и начинает заниматься обобщением и систематизацией результатов научного познания.
- Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы “обуздать” неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений. Нужно, пишет Конт, “придумывать только такие гипотезы, которые… допускали бы… положительную проверку”.
- Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации основных наук. Используя принципы движения научного знания (от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому), Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию, социальную физику (социологию – этот термин введен в науку именно Контом), мораль. И в этой классификации просматривается ориентация на естественнонаучное знание: не случайно наука об обществе понимается Контом как своеобразная “социальная физика”. Вместе с тем эту иерархию пронизывает мысль, что каждая последующая наука опирается на все предыдущие, что является в принципе верным.
Идеи Конта получили свое развитие и завершение в концепциях Джона Милля и Герберта Спенсера. Милль, с одной стороны, укрепляет мысль Конта об опытном происхождении знания, распространяя ее и на генезис морали. С другой стороны, в отличие от Конта, недооценивавшего значение логики, Милль рассматривает ее как способ получения нового знания и детально разрабатывает методы индуктивного рассуждения.
Спенсер обращает серьезное внимание на проблему соотношения философии и специальных наук. Философия, по его мнению, также есть научное знание, но высшей степени общности: она, в отличие от частных наук, достигает полного объединения знаний, хотя и на основе данных, полученных ими. Таким образом, и Конт, и Спенсер обратили внимание на определенную зависимость философии от науки, поставляющей ей материал для теоретической рефлексии.
Классический позитивизм, при всех его недостатках, предложил развивающейся науке определенные методологические идеалы: необходимость опоры на опыт, описательную трактовку знания, индуктивизм как способ мышления, тенденцию к объединению знания. Однако этого оказалось недостаточно для анализа и решения новых проблем, с которыми столкнулась наука конца XIX – начала XX вв. и которые потребовали переосмысления статуса теоретического знания и способов его построения.
Революция в естествознании этой эпохи привела к упадку картины мира классической науки, а вместе с ней и первого позитивизма, который основывался именно на этой картине. На смену ему пришла вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм, который сохранил многие идеи Конта, Милля и Спенсера, но в то же время предложил и некоторые гносеологические инновации.
- Проблемное поле и задачи философии техники
- Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурных традиций
- Основные стратегии современной философии культуры
- Диалог культур
- Источники и механизмы культурной динамики
- Культура и ее основные функции
- Понятия политики, политической системы и политического процесса
- Современный этап цивилизационного развития: уровни, типы, достижения и противоречия
- Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу