Понятие о социализации

В исследованиях по философии, психологии, социологии и педагогике широко используется термин «социализация», хотя до сих пор не выработано однозначного его толкования. Проблема социализации личности разрабатывалась в работах Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Р.Г. Гуровой, А.С. Зубра, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др. В зарубежной психологии процесс социализации исследовался Дж. Дьюи, Э. Дюркгеймом, Ч.Х. Кули, Дж. Г. М и­ дом, Т. Парсонсом, Г. Тардом и др.

Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализацию рассматривают как процесс усвоения человеком социальных связей того общества, к которому он принадлежит, и как процесс воспроизводства личностью усвоенного социального опыта.

Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так ипроцесс активного воспроизводства им системы социальных связей и отношений, в которых он развивается, за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Это вхождение личности в самою себя.

С первых дней существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с окружающими он получает опыт общественной жизни и общественных отношений, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Человек нетолько воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции ,ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя.

Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать. Субъект деятельности как субъект общественных отношений последовательно и параллельно усваивает социальный опыт общества и сам воздействует на общество через собственную деятельность.

Однако социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, человек обретает свою индивидуальность, но сложным и противоречивым путем. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными личностями, а поэтому оставляют неодинаковый след в их психике. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, существенно различается. Именно поэтому лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Социализация — это сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности во взаимодействии, в общении и деятельности.

Социализация — явление чрезвычайно многообразное, активное и продолжающееся всю жизнь, так как, социализировавшись в одной группе, личность может оказаться совершенно несоциализированной в другой, что ярко проявляется у эмигрантов, беженцев, пенсионеров, безработных и т.п.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, этот процесс необходимо рассматривать как активно развивающийся, а не только активно-приспособительный. Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Разработкой теории социализации личности занимались Г. Тард, Т. Парсонс и другие ученые. Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель — ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е. социализации. По мнению Т. Парсонса, индивид в процессе социализации вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими. В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкования социализации, предложенные Б.Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, а в широком — исторический процесс, филогенез.

Социализацию можно рассматривать одновременно как типичный и единичный процесс. Ее типичность определяется социальными факторами и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных условий. Это означает похожесть протекания социализации для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культур, поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. Совершенно иначе, но по-своему типично проходит социализация эмигрантов, национальных меньшинств, маргиналов, бродяг, бомжей, инвалидов и т.д.

Социализация как единичный процесс обусловлена индивидуальной спецификой человека: его способностями, внешними данными, степенью конформности, коммуникабельности личности, индивидуальным уровнем идентичности, т.е. стремлением к развитию своих способностей, осознанием своего жизненного пути и др.

Понятие «социализация» не подменяет широко используемые в психологической и педагогической литературе термины «развитие личности», «воспитание», «адаптация», «становление личности» и т.п., хотя развести их довольно сложно.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение развитию личности: ребенок становится субъектом, что немыслимо вне усвоения системы социальных связей и отношений, вне включения в них. Понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают. Акцент на активность личности более явно представлен в идее развития. В центре внимания социализации находятся социальная среда и ее воздействия на личность. Процесс развития личности заключается в активном взаимодействии с социальной средой, и каждый аспект такого взаимодействия требует особого рассмотрения.

Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему со стороны личности, то для социальной психологии — со стороны взаимодействия личности и среды.

Некоторые психологи и педагоги предлагают рассматривать понятия «социализация» и «воспитание» в качестве синонимов, понимая под воспитанием воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Однако необходимо разграничение этих понятий: социализация — категория более широкая, чем воспитание (А.В. Мудрик).

Воспитание — это процесс педагогически организованного, целенаправленного, планомерного воздействия на человека с целью передачи ему определенной системы представлений, понятий, норм. Понятие «социализация» характеризует сложность, противоречивость, многоуровневость процесса развития личности, в котором существуют как стихийные, неуправляемые, так и управляемые сферы воздействия, саморазвитие и самосовершенствование. По мнению Г.М. Андреевой, «социализация» все-таки ближе к понятию «развитие личности», чем к «воспитанию».

К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, как овладение новой ролью при вхождении в иную социальную ситуацию. Это составная часть социализации, один из ее механизмов.

При использовании термина «становление личности» делается упор на самоактивность личности, ее субъективную социализацию, формирование определенных черт, процессы самовоспитания.

Согласно сложившейся традиции социализация имеет следующую структуру:

  • содержание;
  • широта, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.

При рассмотрении содержания социализации имеет значение определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки,  стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (культуры, искусства, политических доктрин, средств массовой информации), а с другой стороны, отношением индивида ко всему этому. Эти отношения зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой она оказывается и соответственно учитывает.

Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, наличии общепринятых значений, взглядов. Это ярко выражается в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках и т.п.

Социализация личности осуществляется в результате включения ее в различные социальные группы, общности. Это предполагает взаимодействие людей друг с другом, включенность человека в различные многоуровневые и многоаспектные связи и отношения с Другими людьми, приобретение умений взаимодействия с ними. Исходной для социализации являются наличие у человека потребности в общении.

Как правило, выделяют три основные сферы жизни, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение и самосознание, в каждой из которых происходит обретение, расширение и усложнение социальных связей личности с внешним и внутренним миром.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе социализации личность расширяет «каталог» видов своей деятельности, осваивает новые ее виды. Формируется ориентировка как в каждом виде деятельности в отдельности, так и в связях между ними. Результатом такой ориентировки является личностный выбор деятельности, т.е. выделение и освоение особо значимых для личности аспектов деятельности. Происходит центрирование деятельностей вокруг ведущего вида, создается личностная иерархия деятельностей и поведений. В ходе реализации деятельности происходит усвоение личностью новых ролей, осмысление их значимости, что означает расширение возможностей индивида как субъекта деятельности.

Расширение и углубление сферы общения обусловлено его неразрывной связью с деятельностью. Это умножение контактов человека с другими людьми, их изменения на каждом возрастном этапе. Усложняются диалоговые формы общения, увеличивается децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более адекватное его восприятие. Личность в общении приобретает новые черты, усваивает нормы общения и нормативы деятельностей.

Процесс социализации в сфере самосознания означает становление в человеке образа собственного «Я». Многочисленные экспериментальные исследования показали, что этот образ не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении всей жизни под влиянием многочисленных социальных воздействий. Для социальной психологии важно выяснить, как влияет на становление самосознания включение человека в различные социальные группы. Что определяет этот процесс: количество групп, в которые включается человек, или их качество? Как влияет на деятельность и поведение человека уровень развития его самосознания? Именно в этой сфере социализации существует особенно много противоречивых мнений. Это обусловлено тем, что решение перечисленных вопросов зависит от того, какую из множества существующих теорий и концепций личности разделяет конкретный исследователь, какого понимания образа «Я» он придерживается.

Развитие самосознания в ходе социализации личности — процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения человека. Поэтому процесс социализации — это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.

Широта социализации оценивается по тому, насколько социально зрелой и развитой является личность. Это зависит от боль­шого количества факторов: социальных ролей индивида, его социального опыта, типа индивидуальной акцентуации социального поведения личности, ее локуса контроля и т.п.

В качестве критериев социализированности личности принято выделять:

  • содержание сформированных у человека установок, стереотипов, ценностей, картин мира;
  • адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни;
  • социальную (групповую и общечеловеческую) идентичность.

Однако в качестве главного, внешнего критерия социализированности следует считать не степень приспособленчества, конформизма личности, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации заключается в удовлетворении потребности личности в самоактуализации (А. Маслоу), личностном росте, в развитии ее способностей, а не в унификации личности, нивелировке собственного «Я».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)