Организационные формы объединения предприятий
Фирма в развитых странах не является застывшей организационной формой. В эпоху свободной конкуренции промышленная фирма чаще всего была представлена отдельным предприятием, в настоящее же время фирма – сложный многоотраслевой, а в ряде случаев и в торгово-промышленный и финансовый комплекс.
В качестве фирмы могут выступать коллективные союзы предприятий, обществ.
Фирменное наименование может совпадать с гражданским именем предпринимателя, обозначать предмет деятельности предприятия, а может и не давать никакого представления. Фирменное обозначение обеспечивает известность предприятия в экономическом мире, дает возможность использовать отличительные товарные знаки, свою рекламу.
По широте номенклатуры выпускаемой или продаваемой продукции фирмы бывают:
- однопродуктовые, у которых на один продукт приходится более 95% объема продаж;
- с доминирующим продуктом, где на один продукт приходится от 70 до 95% объема продаж;
- с технологически связанной продукцией, которая составляет более 70% объема продаж фирмы.
Для своего роста фирма должна постоянно вносить изменения в ассортимент выпускаемой или реализуемой продукции. При расширении номенклатуры фирма может достичь наибольшего эффекта, если ее продукция имеет близкие характеристики и базируется на одних и тех же исследовательских возможностях, производственных мощностях и каналах сбыта.
Если расширение номенклатуры не дает фирме никаких преимуществ, следует концентрировать ресурсы и усилия на выпуске ограниченного количества наименований продукции.
Господствующей тенденцией на протяжении всей истории развития промышленности является концентрация производства. В настоящее время концентрация производства в развитых странах имеет своей особенностью сочетание крупных предприятий со средними и мелкими в большинстве отраслей.
Мелкие и средние предприятия в составе фирмы освобождают ее от дорогостоящего изготовления продукции мелкими партиями. В свою очередь крупные предприятия, входящие в фирмы, могут сосредоточить свои усилия на выпуске массовой продукции, т.е. сочетание крупных и мелких предприятий в составе фирмы позволяет взаимно дополнять возможности друг друга и создавать единую и эффективную производственную структуру.
Таким образом, создание крупных фирм, объединяющих ряд предприятий, стимулируется рядом причин. Крупная фирма, включающая несколько предприятий оптимального размера в той или иной отрасли, более эффективна, чем фирма, имеющая одно предприятие оптимального размера.
Это преимущество достигается за счет более гибкого маневра производственными и финансовыми ресурсами, использования возможностей научно-исследовательской деятельности, экономии расходов на рекламу и управление.
Горизонтальная интеграция – это увеличение удельного веса крупных фирм внутри отрасли.
Вертикальная интеграция – проникновение крупных фирм в другие отрасли, являющиеся последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли.
В настоящее время известны следующие хозяйственные структуры объединения предприятий: концерны, конгломераты, международные (транснациональные) концерны и корпорации. Перечисленные хозяйственные структуры представляют собой объединения предприятий не по организационно-правовым формам, а по организационной структуре, по экономическому механизму.
По своей организационно-правовой форме эти структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий.
Описываем хозяйственные структуры объединения предприятий.
Огромные накопления концернов позволяют им покрывать большую часть своих потребностей в капитале из собственных ресурсов, они реже обращаются к рынку капиталов. В развитых странах концерны выполняют и функции учредительства. На современном этапе развития мировой экономики одной из важнейших функций концернов, не менее значимой, чем производство, является сбыт.
Для входящих в концерн предприятий, а также других промышленных фирм (поставщиков, торговых домов и т. д.) концерны могут выполнять и банковские функции. В их составе могут быть и финансовые компании. Постепенно концерны превращаются в научно-технические центры, развивающие исследовательские лаборатории.
Конгломерат – многоотраслевое объединение, в котором сконцентрировано производство разнообразных товаров, подчас не имеющих между собой по своей промышленной технологии ничего общего.
Понятие «конгломерат» означает случайное механическое соединение разнородных элементов. В американской литературе конгломератами называются концерны, возникающие в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга.
Отличие конгломерата от концерна состоит в:
- стремлении внедриться в наиболее прибыльные молодые отрасли, развивающиеся на основе технического прогресса;
- отсутствии четко выраженной доминирующей продукции;
- более сложном управленческом процессе;
- участии банков в слиянии фирм, хотя банки структурным звеном конгломерата не являются.
Конгломераты обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем концерны, что позволяет им, в отличие от концернов, осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты.
Транснациональные концерны и корпорации – за последние десятилетия это новые образования в развитых странах Они стремятся получать высокую прибыль в странах, где налоговые ставки относительно низкие, а в странах с высокими налогами аккумулировать меньший объем прибыли.
Транснациональные концерны (ТНК) находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные характеризуются международным распределением акционерного капитала. Примером крупнейшей ТНК является General Motors.
Международные концерны и корпорации создают свои филиалы в других странах либо покупают попавшие в затруднительное финансовое положение предприятия, а также создают новые с использованием существующих льгот и стимулов.
Структура таких предприятий сложна и многообразна. ТНК могут скупать товары у традиционных поставщиков, входящих в ТНК; через своих представителей в разных странах приобретать товары у полностью независимых поставщиков в кредит или за наличный расчет: а также авансировать производство необходимых товаров.
Такие предприятия в наибольшей степени используют логистику для оптимизации транспортных и других потоков товаров, выбора мест и объема складов закупленной и произведенной продукции, для контроля движения товаров в своих сбытовых сетях.
Приоритетное внимание отдается предпродажному и послепродажному сервису производимой и сбываемой продукции. Ежегодные рекламные расходы крупных ТНК доходят до сотен миллионов и даже миллиардов долларов при относительно низкой стоимости единицы рекламного времени.
С точки зрения организационной формы можно выделить шесть типов современных объединений, в рамках которых предприятия не утрачивают своей самостоятельности: ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, стратегические альянсы и консорциумы. Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, остальные являются коммерческими.
Действие консорциума может иметь разовый характер (например, при строительстве какого-либо объекта), кратковременный или долговременный. Консорциум может быть создан в одной из существующих организационно-правовых форм.
Финансово-промышленные группы ( ФП Г) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.
Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений, входящих в эту структуру. ФПГ в России создаются в целях преодоления кризиса в отечественной экономике.
Создание ФПГ с участием предприятий России и СНГ позволяет сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой организационно-экономической основе интеграционные процессы. Образование ФПГ с участием предприятий, создающих научно-техническую продукцию, будет способствовать сохранению отечественных достижений в космонавтике, микроэлектронике, лазерной технологии и в других конкурентоспособных направлениях.
Основными признаками ФПГ, выступающей как самостоятельный субъект хозяйственного оборота являются: организационное единство, объединенное имущество, юридическая самостоятельность, самостоятельная имущественная ответственность в объединенных обособленных активах.
Центром ФПГ может быть как промышленник, так и банкир. В западных странах центром ФПГ являются банки, при этом руководители банков вводятся в совет директоров ФПГ и участвуют в управлении инвестиционной деятельностью. В конце 2002 г. в России существовали 94 ФПГ, объединяющие 1800 предприятий и организаций.
Большое распространение в России в последнее время получило такое хозяйственное объединение, как холдинг.
Российские нормативные акты предусматривают два вида холдингов: финансовый и нефинансовый (смешанный). Финансовым считается холдинг, более 50 % капитала которого составляют ценные бумаги других предприятий и другие финансовые активы.
Такой холдинг объединяет капиталы, а не предприятия, и имеет право выполнять только финансовые операции. Материнская компания смешанного холдинга имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран, очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги.
Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они могут реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому и являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства.
Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, но в мировой практике – это АО открытого типа. Такие объединения подходят для обеспечения необходимых объемов продукции и поддержания функционирования технологически связанных предприятий, освоения новой продукции и расширения масштабов производства.
Важная особенность холдинга состоит в том, что он через разветвленную систему участия контролирует промышленный (или финансовый) капитал, превышающий его собственный во много раз. Это происходит путем вложения средств от реализации выпускаемых холдингом акций в акции предприятий, представляющих интерес для холдинга.
Размеры подконтрольных фирм могут намного превышать размер самого холдинга. В России большинство холдинговых компаний представляют собой смешанные холдинги. Широко известны такие холдинги, как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», нефтяные компании «ЛУКойл», «Сургутнефть» и др.
Предприятие признается зависимым, если основное общество имеет более 20 % голосующих акций АО или 20 % уставного капитала ООО. Это в соответствии с законодательством.
В реальной же жизни зависимыми могут быть те предприятия, на которые материнская компания, даже не имея контрольного пакета акций, может влиять каким-либо иным способом, например, путем участия представителей холдинга в совете директоров зависимого предприятия.
В промышленном бизнесе западных стран, особенно в наукоемких производствах, довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях между крупными фирмами-монополистами и мелкими предприятиями. Монополизация сужает возможности возникновения независимого мелкого предпринимательства, особенно в уже устоявшихся отраслях.
Крупные корпорации используют занятые в наукоемком производстве небольшие перспективные фирмы, как испытательный полигон для коммерческого апробирования возникающих в науке и технике новшеств. В такие небольшие фирмы включают рисковые, или венчурные, инвест иции.
При этом различают две организационные формы венчурных групп:
- Внутренние венчуры: крупная корпорация создает внутри собственной структуры мелкие автономные единицы (проектные центры, целевые группы), перед которыми ставится конкретная задача (например, разработать целевой проект). В этом случае корпорация передает в распоряжение таких групп необходимые им средства и оказывает всестороннюю помощь.
- Венчурные фирмы: их сознательно создают крупные корпорации для выполнения ряда перспективных работ, которые в рамках материнской компании признаны не целесообразными и не эффективными. Персонал таких фирм формируется из отдельных талантливых исследователей, и он получает доступ к научно-технической информации фирмы-учредителя, пользуется его лабораторной и опытно-промышленной базой.
В качестве участников таких фирм могут использоваться университеты, институты, правительственные ведомства. Все это приводит к значительной концентрации научно-технического потенциала по данной научно-технической проблеме.
Создание венчурных фирм предполагает наличие трех компонентов:
- идеи нововведения, нового продукта, новой услуги, новой технологии;
- общественной потребности и предпринимателя, готового на основе такой рисковой идеи организовать новую фирму;
- рисковый капитал для финансирования этих фирм.
Во всех рассмотренных видах объединений главной целью их коммерческой деятельности является максимизация прибыли как для каждого входящего в них предприятия, так и совокупной прибыли объединения.
Специфика организации коммерческой деятельности хозяйственных объединений заключается в централизации некоторых функций в области сбыта и снабжения.
Наиболее важные виды договоров, а также функции закупки могут осуществляться головным предприятием, что дает экономический эффект при приобретении более крупных партий ресурсов. Преимущества концентрации и специализации производства предприятий объединений помогает выводить на рынок более конкурентоспособные товары. А за счет создания в рамках объединения замкнутой технологической цепи предприятия – поставщики сырья и комплектующих – достигается еще больший экономический эффект .
- Анализ и эффективность коммерческой деятельности предприятия
- Основные правила мерчендайзинга при работе с розничной сетью
- Мерчендайзинг
- Маркетинг: битва за сознание
- Современные тенденции розничной торговли
- Факторы успеха розничного предприятия
- Типы розничных предприятий
- Теории развития типов розничных предприятий
- Современные розничные форматы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу