Нормативная база в области товароведения

Законодательство о таре и упаковке включает в себя нормы различных отраслей права. Несмотря на всю фрагментарность и неурегулированность данного вопроса, законодательство содержит в себе некоторые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования тары и упаковки. Так, в частности, Федеральным законом «О техническом регулировании» устанавливается, что стандарты и технические регламенты могут, в том числе, содержать определенные требования к таре и упаковке.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общие требования к таре и упаковке для некоторых договоров. Так, по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

Определенные требования относительно к таре и упаковке содержит в себе и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. По своей природе большинство норм о таре и упаковке, содержащихся в Уставе, являются отсылочными. Требования, предъявляемые к таре и упаковке, в соответствии с Уставом должны устанавливаться стандартами, техническими условиями.

Недостатки тары и упаковки, либо использование тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза или принятым стандартам, влекут за собой освобождение перевозчика от ответственности. Обращает на себя внимание явное несоответствие данных положений Федеральному закону «О техническом регулировании». Обязательны для применения лишь технические регламенты, а не стандарты и технические условия.

Причем по Уставу технические условия и стандарты согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Такие же требования установлены Кодексом внутреннего водного транспорта и Кодексом торгового мореплавания.

В Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» записано, что требования к упаковке устанавливаются соответствующими государственными стандартами. Данный Федеральный закон также противоречит Федеральному закону «О техническом регулировании».

Определенные требования к упаковке установлены Федеральными законами «Об обращении лекарственных средств», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Расходы на производство упаковки учитываются в соответствии со ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации при обложении налогом на прибыль организаций. Все имеющиеся на сегодняшний день акты регулируют производство и оборот тары и упаковки.

Однако в настоящее время одной из основных причин ресурсопотерь стала непродуманная политика в области обращения упаковки готовой продукции и полуфабрикатов. За несколько последних десятилетий тароупаковочное хозяйство превратилось в важнейшее звено экономики, но одновременно – и в угрожающе широкий поток неконтролируемого уничтожения ресурсов.

При захоронении упаковочных отходов на полигонах ежегодно безвозвратно теряются 9 миллионов тонн макулатуры, 1,5 миллиона тонн черных и цветных металлов, 2 миллиона тонн полимерных металлов и полмиллиона тонн стекла.

Ресурсосберегающая политика должна осуществляться исходя не только (и не столько) из коммерческих интересов, сколько из комплекса экономических, социальных и экологических приоритетов общенационального уровня.

Научно-технический прогресс, а также расширение объемов производства вывели тароупаковочное хозяйство развитых стран на уровень ведущих отраслей экономики. Стремительное расширение и совершенствование этого хозяйства во второй половине XX в. позволило сократить потери продукции, гарантировать сохранение ее качества, увеличить сроки хранения, обеспечить возможность доведения товара до потребителя.

Однако очевидным стало и другое: сохранение нынешнего подхода к вопросам упаковки, который ведет к глобальной кризисной ситуации: с одной стороны, на цели упаковки уходит все более весомая доля добываемых на планете материальных ресурсов (древесины, некоторых металлов, нефти, газа), с другой стороны – выполнив в короткий срок свои упаковочные функции, эти ресурсы оказываются, как правило, на мусорных свалках, которые уже сегодня на 50-60% состоят из использованной упаковки.

Пренебрежение основополагающими экологическими принципами приводит к деградации природной среды, сокращению доступных природных ресурсов, создает угрозу здоровью и даже жизни человека. Один из важнейших и наиболее часто приложимых экологических принципов предполагает максимально глубокую и комплексную переработку любого природного сырья, что позволяет минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде, и максимизировать отдачу от единицы использованного сырья.

В настоящее время одной из основных причин ресурсопотерь стала непродуманная политика в области обращения упаковки готовой продукции и полуфабрикатов. За несколько последних десятилетий тароупаковочное хозяйство превратилось в важнейшее звено экономики, но одновременно – и в угрожающе широкий поток неконтролируемого уничтожения ресурсов. Взаимозависимость развития упаковочного хозяйства и роста мусорных свалок сегодня общепризнана.

Законодательство в области упаковки всегда четко ориентировалось на наиболее актуальные проблемы (например, в начале XX в. появилась серия законодательных актов, регулировавших упаковку «опасных грузов», «вредных веществ», «товаров, способных переносить вирусные болезни», и т. п.).

В конце XX века усилия законодателей сконцентрировались в области ограничения бесконтрольного применения упаковочных материалов; появились требования о многооборотном использовании упаковки, вторичной переработке и утилизации упаковочных отходов, защите окружающей среды.

В настоящее время вырисовываются два разных подхода к решению проблемы: если США предпочитают совершенствовать старые законы с помощью дополнений, поправок и прецедентов их толкования, то Канада, Япония и практически все европейские страны уже фактически пошли по пути формирования принципиально новой законодательной основы для производства, продажи и применения упаковки, а также утилизации упаковочных отходов с установлением жестких количественных норм в каждой из этих областей.

Во всех зарубежных странах при введении упаковки в обращение на рынке в той или иной мере реализуется принцип ответственности ее производителя (промышленного потребителя) на протяжении всего жизненного цикла упаковки.

Понятие «ответственность производителя» в западноевропейском законодательстве, регулирующем сферу промышленных и бытовых отходов, заключается в том, что:

  1. Ответственность должна возлагаться на того, кто производит негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Такая ответственность должна распределяться между всеми участниками производства и товародвижения в соответствии с их конкретным воздействием на окружающую среду.

20 декабря 1994 года Европейский Парламент совместно с Европейским Советом принял Европейскую Директиву «Об упаковке и упаковочных отходах» (J№ 94/62/ЕС), основные положения которой должны быть реализованы в национальных законодательствах.

Эта Директива предусматривает общие для всех стран-членов ЕС обязательные требования к упаковке, без соблюдения которых товар не может быть допущен на единый рынок Европейского Сообщества. Речь идет обо всех видах упаковки, применяемой в промышленности, торговле, а также в быту.

Основными целями Директивы являются:

  • гармонизация законодательства по обращению упаковки и упаковочных отходов в странах Европейского Сообщества;
  • предотвращение или уменьшение воздействия упаковочных отходов на окружающую среду;
  • обеспечение гарантий по функционированию внутреннего рынка;
  • устранение торговых барьеров и вмешательства в рыночные отношения.

В Директиве были установлены следующие квоты по вторичной переработке и утилизации упаковочных отходов:

  • минимум 50% и максимум 65% от общей массы упаковочных отходов должны быть отсортированы и утилизированы;
  • от 25 до 45% от массы всех упаковочных материалов должны быть вторично переработаны;
  • при этом не менее 15% от массы каждого отдельного упаковочного материала должны быть вторично переработаны. В декабре 2001 года по предложению Европейской

Комиссии квоты были пересмотрены следующим образом:

  • квоты утилизации – 60% -75%;
  • квоты вторичной переработки – 55-70%;
  • минимальные квоты вторичной переработки для отдельных упаковочных материалов: 60% для стекла, 55% для бумаги и картона, 50% для металлов, 20% для полимеров (механическая и химическая вторичная переработка, за исключением использования в доменных печах).

В странах ЕС постепенно вводятся обязательные требования к упаковке и упаковочным отходам:

  • объем и масса упаковки должны быть минимально необходимыми для обеспечения сохранности товара и безопасности потребителя;
  • в состав упаковки могут входить лишь минимальные количества вредных веществ (в частности, должны быть установлены предельно допустимые нормы содержания свинца, кадмия, ртути и хрома);
  • по своим физическим свойствам и дизайну упаковка должна быть пригодна для многократного использования, а после окончания срока службы – для введения ее во вторичный оборот. То есть использованная упаковка должна быть переработана в товарный продукт и/или утилизирована в энергетических целях;
  • снижение при производстве продукции процента первичного сырья, изыскание возможностей использования вторичного сырья.

В настоящее время требования Директивы воплощены в национальном законодательстве (в виде законов) в странах ЕС.

В период реализации положений Директивы в национальных законодательствах стран ЕС четко выявилась тенденция: системы сбора и утилизации, организованные в Европе, становятся все более схожими по своей структуре и затратам, хотя имеются существенные различия в размере членских взносов: некоторые национальные системы, находящиеся в стадии развития, были вынуждены увеличить размер вступительных членских взносов.

Поскольку в настоящее время реализация систем сбора и утилизации упаковочных отходов, организованных представителями промышленности, все чаще связана с необходимостью решения сходных задач (например, общие проблемы по идентификации упаковки в европейской системе электронной торговли и др.), наблюдается тенденция к сглаживанию различий между ними.

Практически полный раздельный сбор всех упаковочных отходов (бумаги и картона, стекла, алюминия и белой жести, пластмасс, композиционных материалов) осуществляется только в Германии и Австрии. В остальных европейских странах пока осуществляется раздельный сбор только отдельных фракций упаковочных отходов.

Ответственность за раздельный сбор упаковочных отходов несут местные власти (в Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Франции), частные компании или муниципальные предприятия (в Австрии и Германии), общественные организации (в Бельгии); в Швеции функционирует система приемных пунктов.

Практически во всех европейских странах финансирование сбора, сортировки и утилизации использованной упаковки осуществляют уполномоченные некоммерческие организации, заключившие соответствующие соглашения с промышленными производителями и потребителями упаковки, местными властями и организациями, специализирующимися на сборе и утилизации отходов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)