Метафизика как “первая философия” Аристотеля

Для того чтобы разобраться, почему мы до сих пор пользуемся словом “метафизика” для обозначения философствования как предельного вопрошания о мире и человеке в нем, необходимо об­ратиться к истории этого слова, выяснить, откуда оно появилось. Ознакомление с историей данного вопроса приводит нас к антич­ной философии.

Термин “метафизика” означает, прежде всего, наименование “та мета та фюсика”. Значение “мета” – после, смысл “фюсис” – основного термина в данном наименовании, име­ет два значения: сущее в целом, “физически сущее”, противополож­ное вещам, возникшим с помощью “технэ”, ремесла в процессе из­готовления, производства по собственному разумению людей. В первом смысле природа для греков есть нечто не возникающее и не гибнущее. Эта “фюсис”, – говорил Гераклит, – была всегда, есть всегда, и будет всегда вечно горящим огнем, мерой возгорающим и мерой затухающим”.

Второе значение “фюсис” – природа опреде­ленного сущего, существо (бытие) сущего, внутренняя сущность вещей (природа духа, души, природа художественного произведе­ния, природа дела и т.д.). Оба значения “фюсис”, будучи неразде­ленными, выражают нечто равно существенное.

Аристотель яв­ным образом соединяет оба кроющиеся в едином значении “фюсисм направления вопросов. Вопрошание о сущем в целом и вопрошание о бытии сущего, о его существе, его природе Аристотель называет “первой философией”, – философией в собственном смысле слова. Настоящее философствование ставит вопрос о “фюсис” в этом двояком значении: о самом сущем и о бытии суще­го. Наука о “фюсис” или “эпистеме фюсике” – физика (правда, не в нынешнем узком значении современной физики) охватывает также и совокупность биологических дисциплин. Предметом этой “эпистеме фюсике” является все, что в этом смысле относится к “фюсис”.

Термин “метафизика “предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, назвав так группу трактатов о “бытии самом по себе”, о “первых родах суще­го “, которые должны были следовать после “физики”. Дело в том, что, достигнув вершины у Аристотеля, античная философия по­степенно превращается в школьную философию, начинается ее падение, на смену живому вопрошанию приходит систематизация различных дисциплин и специальностей, не скрепленных внут­ренним коренным единством. Материал философствования сис­тематизируется, тем не менее, по тем основным темам, которые были намечены у Аристотеля.

Философия занимается “фюсис” – сущим и бытием сущего; физика – изучением природы, этика зани­мается бытием того, что изобретено человеком, что относится к образу жизни человека, человеку в его действиях, его манерах, его поведении, в свойственной ему манере держаться – тем, что греки называют словом “этос” от которого произошла “этика”. На пер­вое же место выдвигается “логос”, способ говорить о вещах, рас­сматривать и анализировать в философии “фюсис” и “этос”-логи- ка. Таким образом, по предмету исследования формируются три дисциплины в философии: логика, физика, этика.

Реконструируем теперь отдельные этапы становления и раз­вития метафизики в ее отношении к философии. В ранней гречес­кой философии философская мудрость была синкретическим еди­ным созерцанием истинной картины космоса. Здесь философский метод не отличался от теоретического, научного. В соответствии с этим, Платон, описывая высший тип знания, показывает в своих произведениях его восхождение от опытной реальности к бесте­лесным сущностям – “идеям” – по иерархической пирамиде поня­тий и нисхождения обратно к чувственному миру.

“Первая фило­софия” Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, иссле­дует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего суще­го, являющиеся целью человеческой жизни и источником наслаж­дения и тем самым отличающиеся от “второй философии” или “физики”. По сути дела античная метафизика с ее поиском сверх­чувственных высших принципов или начал бытия (архе) явля­лась образцом метафизики вообще. В последующем же развитии западноевропейской философии меняется и статус, и оценка метафизики в системе философского знания, появляются некоторые ее новые содержательные аспекты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)