Мантика и календарь. Приметы. Толкования. Знак и символ

Мантикой (от греч. mantike, mainomai – буйствовать, входить в экстаз, лат. divinatione – предсказание) называют различные виды гаданий, способов узнать будущее. Предполагается, что это будущее так или иначе существует само по себе, что на него нельзя повлиять и изменить, но, узнав о нем, можно встретить его достойно. Будущее можно узнать путем индукции (наблюдения за признаками погоды, и т.п.) или интуиции (сна, экстаза).

В древних культурах мантика использовалась для того, чтобы предсказать возможность получения урожая, определить «приметы», «знаки» неизбежно наступающего будущего. Мантика тесно связана с календарем, представлением о том, что время имеет жестко структурированный циклический характер: год из 365 дней.

Народный календарь отличают от привычного, светского, государственного и от церковного, поскольку в него включены события, имеющие прямую взаимосвязь с хозяйственной жизнью, сезонными явлениями, жизнью семьи и общины. Он имеет дохристианские, языческие корни, хотя за прошедшие две тысячи лет христианизации древнее содержание неоднократно переосмысливалось.

Природа в ту далекую эпоху выступала как партнер человека, как община одушевленных существ, а не как безличное, бездушное «Оно» в представлении современного горожанина или не как «мастерская, в которой человек – хозяин».

Современный календарь (Григорианский) был введен в России после октября 1917 года, до этого Петр Первый перенес начало года на 1 января, которое с 1492 года отмечалось 1 сентября, а еще раньше – 1 марта.

Лето-исчисление на Руси, после принятия православия, велось «от сотворения 100 мира», Петр ввел западно-европейский отсчет от рождества Христова (1700 год). Само слово «год» означало время вообще и года считались по сезонам – «лето», «зима», «яр» (весна), «есень» (осень). До прихода христианства неделя называлась «седмица», а слово «неделя» обозначало выходной день, т.е. «неделание».

Христианство принесло юлианский календарь, латинские названия месяцев, которые делились на четыре недели, выходной стал называться «воскресение», а седмица – «неделей». Если для охотников и собирателей календарь был необходим только для предугадывания сезонных миграций промысловых животных и времени созревания съедобной растительности (неизвестны календари с годичным циклом у охотников, выделялись только сезонные периоды), то у зем-
ледельца и скотовода на знании календаря строится вся жизнь.

Сам порядок времени, годовой цикл осмысливается антропоморфно, как магический результат ритуальных действий, как порядок, поддерживаемый культами, прежде всего культами плодородия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)