Институциональная модель “интегративной демократии”
Отмеченный ранее интерес к роли институтов в политическом процессе выразился в переосмыслении не только места институционального фактора, но и самого понятия института.
Несмотря на то, что зачастую институциональный подход к исследованию демократии базируется на прежних легалистских или структурно-функциональных моделях, а также на теории рационального выбора, в политической науке и в административных исследованиях ряд ученых подчеркивают значение такой институциональной модели демократии, которая близка к коммунитарным, а не либеральным ее интерпретациям.
Коммунитарная модель представлена в историческом институционализме, который ближе к интерпретативной сравнительной политологии. Институциональная модель «интегративной демократии» опирается на идею различия между агрегативным и интегративным политическими процессами.
В традиции теории агрегации, как пишут Джеймс Марч и Йохан Олсен, «народ» определяется как собрание индивидов, определенных как граждане; в традиции теории интеграции «народ» определяется как группа, имеющая свою историю и будущее.
В интегративном процессе воля народа раскрывается посредством дискуссии между рациональными гражданами и правителями, в которой пытаются найти общее благо в контексте разделяемых социальных ценностей. Агрегативные теории в целом предполагают порядок, основанный на рациональности и обмене. Интегративные теории в целом предполагают порядок, основанный на истории, долге и разуме.
«Интегративная демократия» включает две основные концептуальные части: концепцию прав и идею дискуссии в поисках общего блага. Концепция прав здесь отличается от инструментального понимания прав человека, когда права являются лишь рационально приняты- ми дополнительными условиями заключения выгодной политической сделки.
Сами права здесь теряют свою ценность и рассматриваются как инструмент для достижения чего-то другого: они не выступают условием оценки политических институтов. Наоборот, при «интегративной демократии» права человека являются самоценностью и служат оценке политических институтов. Они являются ключевыми элементами системы социально-политических верований и убеждений, являются выражением человеческого единства, общего достоинства и гуманизма.
Марч и Олсен выделяют три основных отношения к правам человека в «интегративной демократии»:
- права человека ненарушимы, т. е. должны быть гарантированы несмотря ни на что;
- права человека неотчуждаемы, т. е. однажды установленные, они не могут быть ликвидированы;
- права изменяются больше посредством интерпретации, а не через пересмотр законов, т. е. они являются частью фундаментального права. (Следует в скобках сказать, что отношение к правам человека в коммунитаризме иногда отличается от представленного здесь взгляда.
Например, один из известных теоретиков коммунитаризма Майкл Сандел считает, что кон- цепция самоценности прав человека ведет к приоритету их над благом и является существенной чертой индивидуалистической концепции либерализма.
Идея дискуссии в поисках общего блага — важная часть институционализированной концепции демократии и легитимации коммунитарного способа разрешения возникающих в обществе конфликтов. Интегративные концепции рассматривают конфликт интересов как основу для дискуссии и авторитетного решения; они руководятся логикой единства, а не сделки.
В этом отношении «идея института как воплощения и инструмента сообщества (community), или демократического порядка как конституционной системы, является важным аспектом институциональной мысли». Если политические институты усиливают общие ценности сообщества, они должны быть приняты. В этом отношении важными вопросами являются компетентность участников политического процесса и их интегрированность в сообщество.
Компетентность включает не только знания, но и мудрость, которая связана с глубоким ощущением нужд и возможностей сообщества. Интегрированность означает, что граждане и гражданские служащие действуют в соответствии с общим благом, которое не может быть подорвано личными амбициями и устремлениями. Деятельность институтов в «интегрированной демократии» связана с гражданским образованием и организацией гражданского участия.
- Типы избирательных систем
- Измерение избирательных систем
- Электоральная компаративистика
- Альтернативные формы политической организации
- Гражданское общество, типы партий и модели демократии
- Политические финансы
- Типология партийных систем Дюверже
- Федерализм и политические режимы
- Другие институты на уровне федерации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу