Инновационная лекция, ее виды
Новые варианты подачи лекционного материала, направлен как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств.
Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть».
Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует.
Особым классом учебных проблем, содержащих в себе противоречие, являются такие, которые в истории науки имели статус научных проблем и получили свое разрешение в трудах ученых, в производственной и социальной практике.
Методические приемы внесения в лекцию проблемности:
- Постановка проблемных вопросов в начале лекции.
- Ознакомление студентов с методами науки с целью показа того или иного научного явления в процессе его развития.
- Подготовка эффективных заданий, стимулирующих приобщение студентов к исследовательской работе, проводимой на кафедре.
- Интерес студентов к углубленному самостоятельному изучению научных вопросов, поднятых и остро поставленных в лекции.
- Вопросы и задания, носящие прогностический характер.
Постановка проблемных вопросов в начале лекции подразумевает, что система заранее заготовленных преподаваем информационных и проблемных вопросов составляет своеобразный «инструментальный ящик» преподавателя. Он извлекает из этого «ящика» те вопросы, которые необходимы в данный момент чтения лекции для достижения промежуточных и конечных целей. Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного. Информационные вопросы (традиционное обучение) ставят целью актуализировать уже имеющиеся у студентов знания. Следует отметить, что один и тот же вопрос может быть информационным для сильного студента и проблемным для слабого.
Ознакомление студентов с методами науки с целью показа того или иного научного явления в процессе его развития важно не только для изучения истории решения проблем, но и для подкрепления раскрываемых лектором научных положений ссылками на экспериментальную работу, проводимую в настоящее время.
Интерес студентов к углубленному самостоятельному изучению научных вопросов, поднятых и остро поставленных в лекции, возбуждается и ссылками лектора по ходу лекции (именно по ходу лекции) на литературу, в которой можно получить ответ на поставленный вопрос.
Вопросы и задания, носящие прогностический характер, т.е. приглашающие студентов к размышлению о том, как будет развиваться то или иное явление, интересующее их профессионально.
Систематизируя все эти приемы, можно составить их сводный перечень:
- ознакомление с историей научной проблемы и с поиском путей ее разрешения;
- ознакомление с методами науки;
- демонстрация столкновения идей, теорий и концепций в современной науке;
- предоставление студентам возможности занять свои собственные позиции при наличии спорных или разноречивых концепций и суждений, спорного определения понятий;
- обращение к студентам с вопросом об их отношении к рассматриваемым явлениям и фактам;
- обращение к аудитории с вопросом об опыте столкновения с тем или иным явлением;
- привлечение студентов к участию в исследовании, которое ведется лектором или кафедрой;
- привлечение к исследованию недостаточно изученных реальных научных проблем;
- привлечение к изучению нового опыта;
- освещение в лекции особенно интересного для студентов материала не в полном объеме и предоставление им возможности глубже изучить этот вопрос по литературе;
- побуждение студентов к высказыванию прогнозов (или аргументированных суждений) о развитии того или иного явления, связанного с их профессиональной деятельностью;
- постановка проблемных вопросов в начале лекции; создание в самом начале лекции проблемной ситуации; заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений; постановка вопросов (или приведение ситуаций), имеющих несколько вариантов ответов или путей решения.
- постановка проблемно-риторических вопросов по ходу лекции.
Таким образом, процесс познания студентами при данной форме изложения информация приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.
- Виды и формы педагогического контроля в процессе подготовки будущего экономиста
- Оценка качества освоения ООП в профессиональном образовании экономиста и понятие фонда оценочных средств
- Функции управления качеством
- Понятие качества образования применительно к профессиональному образованию экономиста
- Самостоятельная работа студентов
- Практические и лабораторные занятия в вузе
- Критерии оценки семинарского занятия
- Семинарские занятия в вузе
- Методика проведения лекции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу