Эмпириокритицизм

Основное содержание эмпириокритицизма (философии “кри­тического опыта”) составили идеи, высказанные немецким фило­софом Эрнстом Лаасом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916) и др.

Но главным и наиболее изве­стным представителем второго позитивизма суждено было стать Э. Маху – не случайно поэтому это философское направление на­зывают также махизмом. Именно ему эмпириокритицизм обязан своим довольно широким распространением среди естествоиспы­тателей в начале XX в. Мах подверг убедительной критике прин­ципы ньютоновской механики, что повлияло на многих ученых (в частности, на А. Эйнштейна) и оказалось адекватным методоло­гическим запросам неклассической физики, формирующейся в то время.

Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, мож­но свести к следующим.

  1.  Принцип “корреляции “(Э. Лаас), или “координации” (Р. Аве­ нариус), то есть соотносительной связи субъекта и объекта в про­цессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем со­держании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.
  2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий. Таки­ми излишними и никчемными представлениями являются, преж­де всего, проблемы и понятия традиционной философии (скажем, вопрос о соотношении знания и реальности, понятия субстанции, закона, причины и т. д.), а также те научные понятия, которые не могут быть представлены в чувственном опыте субъекта (например, атом или электрон). Впрочем, эмпириокритики готовы со­хранить философию в качестве “научного мышления”, которое должно заниматься “соединением общих понятий, найденных и очищенных специальными исследованиями” (Р. Авенариус).
  3. Принцип экономии мышления, выступающий логическим про­должением принципа критики опыта, требует от ученого “эконо­мии сообщения и понимания”, которая, по Авенариусу, составляет “сущность науки”. Экономное описание требует, в конечном счете, ограничить научное знание эмпирическим материалом. “Цель физического исследования, – утверждает Мах, – заключается в установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга, а понятия и теории физики суть лишь средства для достижения этой цели – средства временные, которыми мы пользуемся в видах экономии мышления”.

Концепция эмпириокритицизма содержала (явно и неявно) некоторые методологические инновации, которые, однако, далеко не сразу были поняты и приняты научным сообществом. К ним можно отнести идею относительности фундаментального теоретического знания, его зависимости от способов познавательной деятельности, отсутствия “пропасти между физическим и психи­ческим” в опыте и т. п. Вместе с тем в философии махизма преоб­ладали такие научные ориентации, которые не могли долго вли­ть на бурно теоретизирующееся естествознание – радикальный эмпиризм, требование редукции понятий теории к чувственным данным и т. д.

Развитие науки в начале XX в. привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали от­давать предпочтение “свободно создаваемым понятиям” (А. Эйн­штейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чув­ственной данности. Это стало основной причиной потери эмпи­риокритицизмом своего влияния на науку его критики со сторо­ны виднейших физиков (Л. Больцмана, М. Планка, А. Эйнштей­ на) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма – неопозитивизмом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)