Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора

Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) в своих про­изведениях (“Страх и трепет”, “Или-или”, “Понятие страха”, “Стадии жизненного пути”, “Наслаждение и долг” “Болезнь к смерти” и другое) противопоставляет себя рационалистической философской традиции, олицетворенной для него в философии Гегеля, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлечен­ных сущностях, общих понятиях. На место рационального пости­жения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или су­ществование, которые игнорировались прежней философией.

Если научное мышление, считает Кьеркегор, исходит из чисто теоретического интереса, оно абстрактно безразлично, то “экзистен­циальное мышление” связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, “человеческим” знанием. Сложная, многогран­ная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Результатом этого является “бессилие мысли”, настоя­щий “скандал для рассудка”. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого “суще­ствования”, его обреченности на смерть, страх, сомнения, трепет, страдание и т. п.

К основам человеческого существования, по Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях критического выбора, в моменты “или-или”. В такие моменты выбора, риска индивид встречается со своим “Я”. Личностный выбор определяет путь индивидуальной жизни, оправдывает его духовность. Именно способность к свобод­ному выбору, а значит и принятие ответственности за него, являет­ся отличительной чертой человека как свободного существа.

В экзистировании человека Кьеркегор выделяет эстетическую, этическую и религиозную стадии. Персонифицированным симво­лом эстетической стадии является Дон Жуан, который стремится испытать все виды наслаждения: музыка, театр, искусство, жен­щины – от непосредственно чувственного до интеллектуального. На этой стадии человек живет в основном чувственными удоволь­ствиями, не задумываясь о смысле существования.
Однако человеческая природа не удовлетворяется лишь внеш­ней жизнью, человек постоянно испытывает чувство страха перед чем-то, ощущение тревоги, дисгармонии, что выдвигает перед ним требование быть духовным.

Путь ко второму уровню существова­ния – нравственному, предполагает необходимость серьезного на­пряжения всех сил души и проходит через отчаяние. Только вкусив горечь отчаяния, человек в состоянии понять истинную сущ­ность жизни. На этической стадии человек добровольно подчиня­ется нравственному закону, осознавая различие между добром и злом, становясь личностью. На этой стадии человек (рыцарь дол­га, персонифицируемый в образе Дон Кихота) понимает, что в мире господствует необходимость, всеобщий закон, долг, которо­му он обязан повиноваться.

Но и наличия этического отношения к жизни недостаточно, так как оно лишь приближение к истинной духовности. Необходимо абсолютное отчаяние, которое оставляет человека наедине с ми­ром, и не с собственным “Я”, а с Богом. Только на религиозном уровне человек (рыцарь веры, персонифицируемый в образе Ав­раама) не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое об­щение с Богом как подлинным Абсолютом.

Истинная вера не яв­ляется прямым результатом усвоения религиозных догм и цер­ковных предписаний. Она возможна исключительно благодаря свободному и ответственному выбору в ситуации экзистенциаль­ного отчаяния. Вера является одновременно и высшим наслажде­нием, и мучением.

Кьеркегор, вводя понятие экзистенции, радикально расширяет понимание человеческого опыта, указывая на несводимость его к познавательному опыту рационального субъекта и, соответствен­но, на несводимость мышления лишь к дискурсивно-логическим актам. Гегелевские понятия “опосредование” и “снятие” представ­ляются Кьеркегору слишком схоластическими и абстрактными, и он делает более радикальный шаг – “прыжок в веру”, выдвигая на место диалектической логики – экзистенциальную диалектику, или “диалектическую лирику”. Отсюда уместность парадокса и абсурда в философии Кьеркегора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)