Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора
Если научное мышление, считает Кьеркегор, исходит из чисто теоретического интереса, оно абстрактно безразлично, то “экзистенциальное мышление” связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, “человеческим” знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Результатом этого является “бессилие мысли”, настоящий “скандал для рассудка”. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого “существования”, его обреченности на смерть, страх, сомнения, трепет, страдание и т. п.
К основам человеческого существования, по Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях критического выбора, в моменты “или-или”. В такие моменты выбора, риска индивид встречается со своим “Я”. Личностный выбор определяет путь индивидуальной жизни, оправдывает его духовность. Именно способность к свободному выбору, а значит и принятие ответственности за него, является отличительной чертой человека как свободного существа.
В экзистировании человека Кьеркегор выделяет эстетическую, этическую и религиозную стадии. Персонифицированным символом эстетической стадии является Дон Жуан, который стремится испытать все виды наслаждения: музыка, театр, искусство, женщины – от непосредственно чувственного до интеллектуального. На этой стадии человек живет в основном чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле существования.
Однако человеческая природа не удовлетворяется лишь внешней жизнью, человек постоянно испытывает чувство страха перед чем-то, ощущение тревоги, дисгармонии, что выдвигает перед ним требование быть духовным.
Путь ко второму уровню существования – нравственному, предполагает необходимость серьезного напряжения всех сил души и проходит через отчаяние. Только вкусив горечь отчаяния, человек в состоянии понять истинную сущность жизни. На этической стадии человек добровольно подчиняется нравственному закону, осознавая различие между добром и злом, становясь личностью. На этой стадии человек (рыцарь долга, персонифицируемый в образе Дон Кихота) понимает, что в мире господствует необходимость, всеобщий закон, долг, которому он обязан повиноваться.
Но и наличия этического отношения к жизни недостаточно, так как оно лишь приближение к истинной духовности. Необходимо абсолютное отчаяние, которое оставляет человека наедине с миром, и не с собственным “Я”, а с Богом. Только на религиозном уровне человек (рыцарь веры, персонифицируемый в образе Авраама) не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом как подлинным Абсолютом.
Кьеркегор, вводя понятие экзистенции, радикально расширяет понимание человеческого опыта, указывая на несводимость его к познавательному опыту рационального субъекта и, соответственно, на несводимость мышления лишь к дискурсивно-логическим актам. Гегелевские понятия “опосредование” и “снятие” представляются Кьеркегору слишком схоластическими и абстрактными, и он делает более радикальный шаг – “прыжок в веру”, выдвигая на место диалектической логики – экзистенциальную диалектику, или “диалектическую лирику”. Отсюда уместность парадокса и абсурда в философии Кьеркегора.
- Проблемное поле и задачи философии техники
- Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурных традиций
- Основные стратегии современной философии культуры
- Диалог культур
- Источники и механизмы культурной динамики
- Культура и ее основные функции
- Понятия политики, политической системы и политического процесса
- Современный этап цивилизационного развития: уровни, типы, достижения и противоречия
- Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу