Аффилиация, аттракция и дистанция в межличностных отношениях

Люди склонны искать контакты с другими людьми, но в определенных обстоятельствах эта склонность оказывается особенно выраженной. Например, проводился опрос с целью выяснения, в каком случае люди предпочли бы остаться одни, а в каком — в обществе других. Стремление быть в обществе оказалось выше, чем желание остаться в одиночестве, в приятных, доставляющих удовольствие обстоятельствах (например, когда у людей радость) и обстоятельствах угрожающих, опасных, тревожных. Стремление остаться в одиночестве оказалось сильнее в неприятных обстоятельствах (когда человек нервничает, напряжен) и требующих сосредоточенности (когда он пытается разобраться в сложной проблеме или принять важное решение). Существует предположение, что люди стремятся к обществу других по следующим четырем причинам: чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности в себе; получить положительную стимуляцию посредством живого общения; добиться внимания и похвалы; получить эмоциональную поддержку.

Почему человек, столкнувшись с тяжелой ситуацией, стремится к общению? Исследования показывают, что здесь играют роль три основных компонента: социальное сравнение, редукция тревоги и
поиск информации. В соответствии с теорией социального сравнения в неопределенных ситуациях общение с другими, оказавшимися в подобной ситуации, дает возможность сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна.

Человек под действием стресса может тянуться к общению с аналогичными людьми, предоставляющими ему похожую информацию, для сопоставления своих эмоций; с более спокойными людьми, способными уменьшить его тревогу; и с хорошо информированными людьми, выдающими ему объективную информацию. Аффилиация под действием стресса может возникнуть из желания получить непосредственную поддержку в форме конкретной помощи и содействия.

Аффилиация (англ. affiliation — соединение, связь) — потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться в ситуациях, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, направленный на другого, зрительный контакт, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие и выражение общей поддержки Я-концепции партнера. Собеседники могут желать разного уровня аффилиации. При этом люди редко обсуждают проблемы аффилиации до момента, когда надвигаются перемена или кризис. Возникновение или обсуждение аффилиации происходит и направляется ожиданиями того, насколько быстро должны развиваться отношения. Попытки поднять или снизить уровень аффилиации основываются на желании одного из партнеров добиться уровня отношений, максимально приближенного к желательному. Участниками общения будет использоваться некоторый набор возможных проявлений «близости», с тем чтобы заявить об усилении аффилиации (например, попытки держать партнера за руку). Партнер может либо принять заявку, либо попытаться сохранить аффилиацию на существующем уровне, либо даже снизить его. Самое сложное для партнера — отклонить заявку на усиление аффилиации, не отвергая сделавшего заявку раз и навсегда. Это оказывается возможным, если принять один жест аффилиации, но ослабить аффилиацию, передаваемую по другому каналу (например, позволив держать себя за руку, перестать говорить на личные темы или отвести взгляд от партнера).

Когда уровень близости выражается обоими партнерами согласованно. общение между ними воспринимается как естественное и нормальное.

Какое сочетание способов проявления аффилиации будет восприниматься как нормальное, зависит от природы отношений (например, родитель — ребенок, преподаватель — студент) и достигну­того уровня аффилиации.

Существует коммуникационная модель развития и ухудшения отношений, состоящая из десяти этапов взаимодействия. Этапы отношений, которые характеризуются нарастающей близостью и нарастающей позитивной аффилиацией, включают в себя: вступление, экспериментирование, интенсификацию, интеграцию, объединение.

Стадия вступления — это такой период в отношениях, когда партнеры только узнают друг друга, он включает в себя оценку привлекательности и доступности предполагаемого партнера. На стадии экспериментирования партнеры изучают друг друга, снимая неуверенность, находя общие моменты и темы, которые следует избегать. На этой стадии общение расслабленно и некритично, обязательств мало и они не сильны. Когда отношения развиваются, они усиливаются, самораскрытие делается более глубоким и интимным, партнеры становятся все более преданными друг другу, и общение между ними приобретает черты уникальности. Партнеры достигают стадии интеграции, когда они начинают разделять между собой разные аспекты своей жизни, включая социум, частную и публичную близость (выражающиеся через знаки близости, например, кольца) и «парную» идентичность. Вербально «ты и я» превращается в «мы», и в обиход входят ласковые «прозвища». Объединение — это публичное признание, что обязательства заявлены и приняты, контракт заключен. Брак — самый публичный и официальный ритуал
объединения, однако данное объединение принимает множество форм и переживает различные этапы отношений. Конечно, отношения могут замедляться, застревать или стабилизироваться на одной из
этих стадий.

Что касается распада отношений, дистанцирования, то здесь следующие стадии: дифференциация, ограничение, стагнация, избегание, прекращение.

Эти стадии можно считать параллельными первым пяти стадиям. Каждая характеризуется ослаблением аффилиации и внимания к чувствам другого. По мере того как отношения приходят в упадок, «мы» превращается в «ты и я», уменьшается количество и качество обмена информацией, общение затрудняется, становится стилизованным, неловким. Партнеры по возможности избегают друг друга. Прекращение — это более или менее официальное заявление, что отношения завершены. На любом этапе отношения могут стабилизироваться.

Для эскалации отношений в сторону позитивной аффилиации используется, как правило, самораскрытие. Это возможно при помощи операции, которую называют правилом взаимности (т.е. «требованием» от партнера эквивалентной поведенческой реакции, в особенности самораскрытия). Считается, что одно раскрытие породит другое, приблизительно равной валентности (позитивная или негативная информация), и шаг за шагом отношения станут более интимными.

Несмотря на то, что люди под действием стресса склонны стремиться к общению, известны ситуации, когда стресс скорее снижает, нежели увеличивает аффилиативные тенденции. Во-первых, это случается тогда, когда стресс связан с чувством неловкости, стыда. Во-вторых, человек может предпочесть остаться один под действием сильного страха и эмоционального потрясения. Например, установлено, что среди раковых больных чрезвычайно сильное чувство страха уменьшает стремление к общению. Таким образом, низкий уровень страха, так же как и чрезвычайно высокий, вызывает меньшую аффилиацию, нежели промежуточный. Возможно, крайняя степень страха и потрясения понижает тягу к общению потому, что человек опасается усиления своих страхов в процессе разговора о них.

Социальная поддержка — это чувство, что тебя поддерживают другие.

Как правило, она включает в себя четыре компонента:

  • эмоциональную поддержку (уверенность в том, что о тебе заботятся, тебя любят);
  • оценочную поддержку (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению);
  • информационную поддержку (информацию о том, как воспринимать явления);
  • инструментальную поддержку (получение конкретной действенной помощи).

Одним из механизмов понимания в общении является межличностная аттракция.

Аттракция (англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, в результате которого формируются межличностные отношения.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют ее уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают с перцептивной стороной общения (Г.М . Андреева). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Л.Я. Гозман). Третьи понимают под аттракцией привлекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение.

Мощным фактором, питающим аттракцию и дружбу, является сходство. Друзья похожи друг на друга больше, чем не друзья (по возрасту, полу, семейному положению, расе, характеру, уму). Сходство позиций особенно часто приводит к взаимной аттракции. Аттракция — это линейная функция пропорции сходных установок в общем количестве установок.

Между мужской и женской дружбой есть важные различия. Для женщины друг (подруга) — это тот (та), с кем она может доверительно разговаривать о своих чувствах и проблемах. Женщины в разговорах с друзьями склонны касаться более интимных вопросов, чем мужчины, которые выбирают друзей со сходными интересами, делая упор на совместной деятельности, а не на обсуждении чувств. Чувство сексуального влечения и влюбленность переживаются иначе, нежели аффилиация и дружба. Многие любовные отношения, особенно вначале, характеризуются сексуальным влечением, которое приводит к переживанию любви-страсти. Это чувство включает в себя стремление к соединению с другим и характеризуется сильным возбуждением и колебаниями настроения от счастья к отчаянию. Страстная любовь обычно сопровождается одержимостью партнером, его идеализацией и стремлением его узнать, а также желанием, чтобы партнер узнал тебя.

Нужно отметить, что физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством сомнительного, но мощного стереотипа: если человек красив, мы склонны наделять его (ее) множеством других положительных черт. Привлекательные субъекты как женского, так и мужского пола рассматриваются в более положительном свете, чем непривлекательные, хотя сильнее тенденция возвышать и идеализировать привлекательных женщин, нежели привлекательных мужчин.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)